|
http://idvm.eu5.org/texts/4146.htm
МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
(макет сценария)
[Проход на фоне Петербургской консерватории]
Существует два типичных заблуждения (стереотипа, традиционных мифа) о танце Айседоры Дункан.
1) Танец основан и был выстроен ТОЛЬКО НА ХАРИЗМЕ лично Дункан, танец был исключительно индивидуален, и поэтому не может быть повторён сегодня.
2) Дункан не оставила МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА для обучения танцу детей и взрослых, и поэтому обучение по системе Дункан невозможно.
[Проход на фоне Мариинского театра]
Первый миф прописан в балетных энциклопедиях и, как правило, озвучивается ортодоксальными балетоманами, желающими принизить роль и значение Дункан в развитии танцевального искусства.
Подобные фразы произносят и рядовые обыватели, воспринимающие танец Дункан как внешнюю форму, а не как явление в его внутренней сути.
[Крупный план на фоне Мариинского театра]
Обычно, при этом даже не звучат такие ключевые слова как ГАРМОНИЧЕСКИЙ КАНОН, ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СВЕРХЗАДАЧА.
Айседора Дункан читала Иммануила Канта. Почему и для чего она это делала? Чтобы понять это, необходимо почитать самого Канта, а не слепо повторять заученные фразы из советской энциклопедии.
[Крупный план на фоне Невы]
Дункан открыла людям танец в чистом виде, построенном по метафизическим законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме.
Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна.
[Общий план на фоне Летнего сада]
Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов.
Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы.
Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей.
Музыка - это движение, выраженное в звуке. Танец Дункан - это не танец, а музыка движения.
[Фрагмент документального видео Дункан]
http://video.yandex.ru/users/idvm/view/1/
\ [Проход по Троицкой улице]
Следовать идеям Дункан - не значит копировать её движения, нелепо задирать колени и повторять "древнегреческий шаг". Дункан подобного не любила и относилась ко всем такого сорта подражателям с нескрываемым презрением.
[Крупный план на Троицкой улице]
Если рассматривать дунканизм как образ мышления, как философию, то возникает абсолютно другая задача - не обучить танцу, а раскрыть в ученике врождённые способности к танцу и творчеству.
Если мы говорим о свободном движении, о свободном духе в свободном теле, то практически каждый ребенок - дунканист.
[Абакшина Катя (1997-04-21)]
http://video.yandex.ru/users/idvm/view/5/
\ [Крупный план Троицкой улице]
Дункан не составила подробного методического руководства по хореографии, но она оставила после себя БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ обучения, новаторские подходы, идеи и философию истинного танца.
[Проход по Троицкой улице]
И первой, кто попытался изложить основные хореографические подходы Дункан в дидактически упорядоченной системе упражнений, была Стефанида Дмитриевна Руднева (1890-1989), российская танцовщица и методист по детскому образованию, одна из основательниц метода музыкально-эстетического воспитания "Музыкальное движение".
[Фото С.Д.Руднева] \ [Фото Высших Бестужевских курсов]
Ей и её единомышленникам удалось открыть тайну слияния музыки и движения в художественный образ. Строгий научный и эстетический анализ дали огромный теоретический материал, раскрывающий многие секреты техники Дункан, и позволили разработать СОТНИ УПРАЖНЕНИЙ, последовательно развивающих на практике музыкальность, двигательный аппарат ученика, его эстетическое чувство и творческое начало в нём.
[Фото методического пособия]
\ [Фрагменты занятий по Музыкальному движению]
http://video.yandex.ru/users/idvm/view/49/
1. Категорически запрещается подменять ощущение музыкального ритма АРИФМЕТИЧЕСКИМ СЧЕТОМ, механически согласовывать движения с музыкой. Дети должны целостно воспринимать музыку и следовать за развитием музыкальной мысли.
2. На первое место по музыкально-воспитательному значению выходит САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА детей над музыкальными произведениями, танцевальная импровизация. Дети не копируют движения за педагогом. Движение не заучивается детьми, а следует за музыкальной фразой.
3. Детям и педагогу категорически ЗАПРЕЩЕНО ГОВОРИТЬ что-либо во время звучания музыки. Музыку надо уважать и беречь.
4. Занятия проходят ПОД ЖИВУЮ МУЗЫКУ. Так достигается наибольший эффект сопричастности и сопереживания музыкальному замыслу.
5. Дети ТАНЦУЮТ БОСИКОМ. Природная постановка стопы формирует правильную осанку и не деформирует тело выворотными позициями как в балете.
6. На каждом занятии проводится МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА. Это позволяет привлечь детей к действию (движению) в рамках сферы их непосредственных интересов.
Музыкальная игра позволяет привлечь внимание детей к особенностям содержания и звучания каждого музыкального произведения, каждого музыкального образа (к сюжету и построению произведения).
[Общий план с детьми в парке на фоне Петербургской консерватории]
Музыкальная игра – это приём приобщения детей к музыке, к пониманию её содержания, к размышлению, осмыслению её выразительных средств. У детей открываются способности к творческому воображению и танцевальной импровизации. Танцы разучиваются естественным образом, «без зубрёжки». Дети не только привыкают чувствовать форму произведения и все нюансы в характере музыки, но и получают навыки общения в коллективно-пространственных композициях.
[Крупный план на фоне Петербургской консерватории]
Ребёнок не просто начинает танцевать, - он начинает слушать и понимать музыку, он начинает самостоятельно создавать танец, он становится Художником, Поэтом, Творцом, Личностью.
PS
[Крупный план на фоне Дома Зингера]
Классическая хореография и музыкальное движение – это разные виды танцевальной деятельности. В них по-разному раскрывается смысл природы творчества, которое, безусловно, влияет на внутренний мир ребенка, формирует его художественное мышление, отношение к искусству, к жизни в целом.
Станет ребенок танцором в будущем или не станет, дело второе, не нужно об этом думать, когда он только входит в мир танца. Система обучения должна быть нацелена не на это, а на воспитание необходимых качеств гармоничной личности.
[Крупный план на мосту]
Музыкальное движение, как система эстетического воспитания, может занять достойное место в системе образования детей, приобщения их к танцевальному творчеству.
И у каждого должен появиться выбор - как танцевать и для чего.
Конец.
Центр Айседоры Дункан
Санкт-Петербург (2013)
http://idvm.ya.ru
http://idvm.chat.ru/texts/233.htm
http://idvm.chat.ru/texts/283.htm
|